Историческая справка о беременности и родах. Часть 3

Предыдущие статьи данного цикла Вы можете прочитать здесь: Часть 1 и Часть 2

РОДЫ НА РУСИ и В РОССИИ

9de8dfe98ec3

На Руси же к встрече с новым человеком готовились.  К беременной женщине относились очень бережно. Но факт беременности скрывался до последнего. Когда же живот был заметен, все начинали гадать кто же родится. Пол ребенка предсказывали по форме живота. Роды  у женщины принимала повитуха. Повитухами были опытные женщины, которые сами рожали не раз. Повитух приглашали тайно, чтобы никто не узнал о таком важном событии в жизни семьи. Повитуха готовила женщину к родам. Одевала ей новую рубаху, открывали окна, двери, развязывали все узлы и распускали волосы. Считалось, что таким образом это поможет «развязаться» от бремени быстрее. Роды тогда проходила в свободной форме. Уже тогда знали и понимали важность методов для облегчения схваток. Муж изготавливал специальные лавки с перекладинами на уровне талии, на которые женщина могла опереться во время схваток. Также, женщину водили под руки по избе вплоть до самого рождения малыша. К процессу родов подходили очень внимательно. Рожали дома. Угол, в котором проходили роды огораживали занавеской. Чаще всего рожали в банях и в печах. Уже тогда понимали, что тепло помогает женщине расслабиться и тем самым процесс родов проходит быстрее.

Родовые боли на Руси считались чем-то плохим, злым и приравнивались к порче, которая была наслана на женщину.

Когда заходит разговор о том а как же рожали раньше, то лично я всегда слышу одну и ту же фразу, что раньше вообще в поле рожали и ничего… а сейчас зачем то все усложняют.  Но по современным исследованиям ученых было замечено, что за последние лет 50 процесс родов по длительности увеличился – на 2.5 часа, а дети стали крупнее. Также не стоит забывать, что экология, к сожалению, не способствует  оздоровлению организма.

cb63eaff84da

Когда у женщины отходили околоплодные воды, ее заставляли ходить вверх-вниз по лестнице, иногда задерживая дыхание. Потом ее сажали на низкий стул и она раскачивалась из стороны в сторону

Как только малыш рождался, с ним совершалось первое ритуальное действие – перевязывание пуповины. Этому моменту уделяли особое внимание. Пуповина перевязывалась с помощью нитки или с помощью материнского волоса. Считалось, что таким образом повитуха «привязывает» малыша к маме. Пуповину обрезали только после того как она перестанет пульсировать. К обрезанию пуповины тоже подходили с поверьями. Если родился мальчик, то пуповину обрезали на «мужском» предмете – топоре, если же девочка, то на «женском» – прялке. Таким образом, совершалось «первое знакомство» ребенка с инструментом, который в будущем придется часто держать в руках.

Когда пуповина была перевязана, повитуха приступала непосредственно к малышу – «правила» головку, разглаживала ручки и ножки. Считалось, что массаж сразу после рождения должен обеспечить красоту и хорошее сложение тела.

В случае если малыш рождался слабым, то он отправлялся… в печь. Ничего страшного не происходило… Это не отбор «сильного» и «слабого». Малыша помещали на широкую деревянную лопату под печную заслонку. Делалось это для того, чтобы он стал более здоровым и сильным. Я могу лишь предположить, что таким образом, помогали малышу поддерживать необходимую температуру тела и среды, ведь сейчас же помещают деток в кювезы.

После всех манипуляций, малыша обмывали. И с процедурой омовения также связано много ритуальных действий – с ребенка «смывалось» все плохое: болезни, порчи. Омывали ребенка не просто водой, а заранее подготовленной. В воду добавляли соль, она то как раз и служила от болезней и порчи, вымачивали яйцо – считалось, что оно дает «чистоту» ребенку и клали серебряную монету, которая непременно должна была принести богатство. Омывание происходило под заговоры повитухи.

Маму после родов также обмывали. Обычно, все это происходило в бане. Повитуха делала маме пеленание и послеродовой массаж (поправляла матку, ставила органы на место).

Воду, в которой мыли ребенка после выливали в «красный угол» (где висят иконы).

Далее с малышом свершали еще одно действие – свивание в пеленки. Кстати, название «повитуха» как раз и пошло от этого действия. Свивальник, или как его еще называли – повивальник – это широкая тесьма, ею обертывали ребенка поверх пеленок, чтобы ручки и ножки были прямыми. Пеленки, в которые пеленали малыша, отличались от общего нашего представления – это было не просто квадратная ткань, а это была отцовская рубаха. Ребенка пеленали в отцовскую рубаха, которая была снята с тела, сразу же после рождения малыша. Считалось, что она хранит родной запах и что отец будет крепче любить ребенка тогда, а для ребенка это считалось залогом спокойствия.

Все ритуальные действия имели под собой основную цель – «привязать» ребенка к дому и семье. На самом деле, я полностью поддерживаю данные ритуальные действия. И в нашем современном мире, очень важно, чтобы сразу после рождения ребенок получил максимальный контакт «кожа к коже» с мамой, чтобы ребенка сразу приложили к груди и по возможности не забирали от мамы. Если же, по каким-то причинам телесная связь мамы и ребенка невозможна, то приложить максимум усилий, чтобы подобную связь организовать с папой – положить на грудь к отцу.

Плацента или «детское место»

Плацента раньше имела названия как «детское место» или послед. Сейчас мамы и не задумываются о плаценте и ее судьбе. Кто-то говорит, что врачи ее выбрасывают, а кто-то считают, что используют в косметологии. А вот раньше плаценте уделялось особое внимание. Плаценту зарывали в землю под домом, в котором жили. Особое внимание уделялось этому процессу. Считалось, что плаценту нельзя было закапывать пуповиной вниз, иначе больше не будет детей, по другой версии, считалось, что в таком случае ребенок, скоро может умереть. По другой теории, закапывание плаценты использовали как «безопасный» метод контрацепции – через 40 дней после родов плаценту откапывали и переворачивали пуповиной вниз и вот в этом случае, считалось, что ребенок будет жив, а более детей не будет. Была и еще одна теория – закапывать плаценту под деревом.

После всех ритуальных действий, малыша клали в колыбель.  Колыбель подвешивали на железное кольцо под потолком. В деревне у моей бабушки до сих пор осталось  такое кольцо. Как рассказывала мне бабуля, что это кольцо было сделано, как только строился дом. Колыбели были у всех почти одинаковые, отличался только материал и обделка. Это были деревянные колыбели, обтянутые холстом или сплетенные из дерева корзины.

Считалось плохой приметой качать пустую колыбель. На стенках колыбельки всегда вырезали или рисовали крест и прикрепляли иконку.

Работа повитух никак не контролировалась и только при Петре I были изданы законы, которые касались деятельности повитух. Теперь бабки-повитухи не имели никакого права убивать детей, как делали это раньше, которые были рождены с теми или иными отклонениями. Также при Петре I были созданы специальные дома, где женщина могла оставить своего новорожденного. Они и явились началом современных дет.домов.  При таком воспитательном доме был основан родильный госпиталь для бедных.

В 1903г 98% женщин рожали без всякой акушерской помощи. Только после 1917г. родильные дома стали основным местом рождения.

Самым главное имя в акушерстве русского народа принадлежит Н.М.Амбодику-Максимовичу. Его заслужено называют “отцом русского акушерства”. Он создал медицинскую русскую терминалогию. Он является автором нескольких словарей. Им было написано “Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле”. Это было одним из лучших акушерских пособий до середины 19в.

P.S.: Если Вам понравилась эта статья, то не забудьте поделиться ею в социальных сетях (нажмите соответствующую кнопку ниже) со своими знакомыми, возможно именно сейчас эта информация будет для них актуальна.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

5 comments

  1. Анна написал:

    Очень интересно! Некоторые обычаи сохранились и в наше время. Правда, дико было читать про плаценту. Никогда о таком не слышала, и даже не представляю, как после родов все собрались и потопали рыть яму, закапывать ее, а через сорок дней раскапывать. Зрелище не для слабонервных, я думаю. Лично мне после того, как родила, совершенно не до плаценты было, и даже не интересно, куда ее там дели.

    • Kaluzhina Evgeniya написал:

      Анна, согласна с Вами. Хотя, ритуалы с плацентой сохранились и до сих пор. Женщины, которые придерживаются максимально естественных родов (домашние роды), бывает и сейчас придают плаценте большое значение. Некоторые даже не обрезают пуповину, а малыш остается с плацентой до тех пор пока та не засохнет. Кто-то придает плаценте лечебные свойства – высушивает ее и потом превращает ее в порошок. На самом деле, сейчас таких ритуалов очень даже много. Я обязательно как-нибудь напишу о них более подробно. Пока просто сама не до конца изучила данную информацию, ну и пока мое отношение к этому очень субъективно и вызывает лишь улыбку :)

  2. Дарья написал:

    У многих до сих пор бытует мнение, что в старину женщины выходили в поле и рожали, просто как раз плюнуть. Но, конечно, многое и изменилось. Сейчас беременность редко кто скрывает, наоборот, побыстрее фотографии в социальные сети кидают, выставляют живот на всеобщее обозрение – не понимаю я этого. Говорят, что чем меньше людей знают о твоих родах, тем легче они пройдут.

  3. Катя написал:

    И сейчас в родильных домах заставляют нахаживать схватки, чтобы открытие шло быстрее. И качать пустую коляску или кроватку до сих пор считается дурной приметой. А печь – так вообще универсальная вещь в доме, получается. И кушать можно приготовить, и родить, и малыша отогреть. Баня тоже многофункциональная. Пугает печальная статистика смертности при родах. Хорошо, что мы родились в век цивилизации.

    • Kaluzhina Evgeniya написал:

      Ой, к сожалению, не во всех роддомах разрешают нахаживать схватки… Я была не раз свидетельницей того, когда женщина ночью ходила по коридору, а ее ругали и заставляли идти и лечь. Очень радостно, что такая ситуация не во всех роддомах.

Добавить комментарий