Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра! Или… Нам скоро в школу!

Мастер-класс-Скоро-в-школу

Обычно в своем блоге я пишу на тему беременности, родов и всего что с этим связано, а сегодня хочу порассуждать на тему школы, а точнее подготовки к ней. Для меня самой этот вопрос стал очень актуален в последнее время и как оказалось – это больной вопрос для многих современных родителей, с которыми я общалась на эту тему.

Для наших с Вами родителей, т.е. для более старшего поколения этот вопрос напротив не стоял вовсе – ребенок идя в школу как бы “автоматически” становился взрослее, сознательнее, самостоятельнее. И тут у меня возник вопрос к самой себе, к моему мужу и к окружающему меня социуму – в чем причина? Что изменилось за эти годы настолько, что это стало проблемой? Может что-то не так в нас, как в родителях? Почему родители ждут каникул больше чем этого ждут дети?

Стала размышлять, мысленно вернувшись в прошлое и посмотрев на происходящее глазами ребенка, как я относилась к школе, хотела ли я вообще в нее ходить. Мои воспоминания вернули меня в то прекрасное время. Да-да, именно прекрасное. Мой садик находился прямо напротив школы и я помню как воспитательница гоняла меня и других детей от забора, к которому мы прилипали и с замиранием сердца смотрели на школьников, пытались вглядываться в школьные окна и смотреть, как ученики ходят по коридору, и как мы обсуждали то, что совсем скоро и сами пойдем в школу. Я помню, как медленно тянулось время и я не могла дождаться заветного момента, когда сама пойду в школу. Школа казалась каким-то другим миром, в котором ты, как по мановению волшебной палочки, становишься большим, ведь в детстве так хотелось побыстрее повзрослеть. И я хорошо помню свои чувства, когда я оказалась мала ростом для школьной парты и мама решила отдать меня в школу чуть позже, а вместо этого я пошла в “нулевой класс” – была тогда такая система при детских садах. Честно говоря, смутно помню что именно это было – альтернатива первому классу или подготовка к школе, но я очень хорошо помню свои переживания и слезы из-за того, что в школу я пойду еще только через год.
Помню какая радость и гордость переполняли меня через год, на первой линейке – я – ученица, я хожу в школу – моя мечта исполнилась. Конечно, и тогда школа не вызывала у многих детей столь бурного восторга, как у меня, но практически все мои ровесники вспоминают о своем первом классе с теплотой в сердце – кто-то так же хотел и мечтал, у кого-то был просто интерес, а кому-то было все равно – ну школа и школа, но я ни от кого не услышала ни слова о том, что в школу не хотели идти, плакали.

А что сейчас? У кого не спрошу “хотят ли Ваши дети в школу?”, ответ всегда один – “нет”. Вот и мой ребенок в школу не хочет пока… Для меня в этой фразе ключевое слово, конечно, “пока”… Я так жду и надеюсь, что в одно прекрасное утро я проснусь от фразы дочки: “мама, а когда мы пойдем в школу?”. Наивно? Может быть, а я все же надеюсь и жду…

Так почему же детей, которые не хотят идти в школу стало больше? Почему у детей нет мотивации? Наверное странно педагогу-психологу задавать такие вопросы. Но когда я начинаю анализировать ситуацию не просто как мама, а как педагог-психолог, то вместо того, чтобы находить профессиональные ответы на собственные же вопросы – вопросов становится только еще больше и они куда серьезней! Мне посчастливилось обучаться у замечательных педагогов, которые отдали и продолжают отдавать всю свою жизнь педагогике, детям. На протяжении всего обучения нам вкладывали в головы информацию о том, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра! Понимаете о чем это я? Ребенок должен хотеть играть, любить играть и это нормально! В игре происходит развитие, через игру ребенок познает мир. Играя, ребенок развивает фантазию, креативность. Все эти процессы взаимосвязаны с интеллектуальными способностями ребенка. Именно они помогают ребенку гармонично развивать свои интеллектуальные способности.
И снова я хочу вернуться к “нашему поколению”. Если вспомнить как было в нашем детстве – проходили ли мы какую-то специальную подготовку к школе? Я имею ввиду в таком же или похожем формате как это происходит сейчас? Ответ – “Нет, не проходили!”

Так почему сейчас такое беспокойство у родителей вызывают дети, которые могут не уметь читать, считать, но у ребенка нормальное развитие, он хочет играть, рисовать, лепить? Имеет ли он на это право? Ответ – “Да, имеет!” И не просто имеет – это заложено в его физиологическом и психическом развитии. Игра необходима ребенку!
Так почему же сейчас все родители убеждены в том, что чем раньше ребенок научиться читать и считать, тем лучше? Почему сейчас, только родив, мамы начинают мониторить частные центры, где можно начать “развиваться” уже с 4х месяцев? Мамы! Остановитесь! Вы серьезно думаете, что Вы сами ничего не можете дать своему ребенку в 4 месяца дома и Вам необходим для этого инструктор? Вы серьезно думаете, что накупив новорожденному кучу игрушек – мобильки с множеством цветов, фигурок, гусениц и т.п. Ваш ребенок станет самым-самым? И как сейчас многие мамы жалуются – “у меня гиперактивный ребенок”, а потом рассказывают рабочий день – да-да, именно рабочий, своего ребенка, который едва только научился говорить – плавание, развивающие занятия там и там, и там, а параллельно выбирается еще. И Вы удивляетесь почему ребенок гиперактивен? Я сейчас не говорю о тех детях, у которых действительно есть неврологические проблемы. Такие детки есть, но их не так много, а вот детей без СДВГ, но с гиперактивностью действительно много.

Я сейчас не хочу бросить тень на все частные центры поголовно – нет, есть замечательные педагоги, центры, которые строят свою деятельность с детьми именно через игру. Хотя на мой взгляд, все же и тут необходимо внести определенные корректировки – учить родителей играть с и вместе с детьми. Вот это немало важно. А для некоторых родителей- не мешать ребенку играть, не вмешиваться и лидировать в этой игре, а быть союзником в ней, оставляя право лидерства за ребенком. Это его игра!

Моя дочка умеет считать до двадцати, знает буквы, но еще не умеет читать. Мы потратили не мало времени, денег,нервов на подготовку к школе в том формате, в котором это происходит сейчас. Это был трудный период для всех. Для нас с мужем не только школа, но и подготовка к ней стала больным вопросом. Для нашей дочки – это такой же проблемный вопрос. Я искала кучу оправданий тому, что происходит и каждый раз возвращаясь к тому, что может быть надо было тоже ходить по всем кружкам, а не просто бездельничать дома и играть? Каждый раз, забирая дочку с занятий, я слушала ее рассказы о том, как они в перерывах успевали во что-то поиграть, что-то придумать и порой я даже начинала злиться, что она ходит туда играть, а не учиться. И вот прошел год… изменилось ли что-то за этот год? Да не особо… и вот стали возникать все эти вопросы. Много беседуем на эту тему с дочкой. Я часто спрашиваю о ее желаниях, что она хочет и пока ответ один: “Мама, я хочу играть”. И тут я поняла, на кого я больше злюсь в этой ситуации? На ребенка? На своего ребенка, который развивается согласно своему возрасту или на себя за то, что хочу подогнать ее под общие стандарты? Чего я хочу этим добиться? Будет ли мой ребенок хотеть в школу? Будет ли мой ребенок любить учиться, когда уже сейчас ей это не нравится? Как важно во время сказать себе “стоп”! Моя дочка январская и первым моим таким “стоп” было решение о том, что дочь пойдет в школу через год, т.е. в 7 лет и 7 месяцев. Да! Я хочу продлить детство своему ребенку! Да, я хочу, чтобы она играла! Да, я принимаю ее право на нормальное природное развитие! Ох, как тяжело было сказать себе это “да”! Сколько недоуменных и даже осуждающих взглядов и мнений я встретила в свой адрес – “а как же Вы будете учиться, если не умеете читать?”, ” а как же она будет учиться в первом классе, если ей будет почти 8 лет”, а как же, а как же… Сначала и на это я пыталась найти ответ… Но во время сказанное “стоп”, помогло мне отвечать очень просто – “а вот так же… “. И знаете, после такого ответа, вопросов больше не возникает :)

И стоило мне внутренне успокоиться, принять право моего ребенка на нормальное развитие, как не так давно, дочка подходит ко мне, улыбается и спрашивает: “мама, а правильно у меня получилось прочитать вот это слово?”. Я не верила своим ушам… Да, правильно! Да, моя зайка! Я не верила своей радости! Нет, мой ребенок не стал волшебным образом читать, и это было какое-то очень короткое и простое слово, состоящее из одного слога. Но важно не это! Важно, что она сделала это сама! Она захотела этого сама! И теперь я не вижу ничего страшного в том, что мой ребенок не умеет читать в 6 лет. Я не вижу ничего плохого в том, что она научиться это делать позже, не в 6, а в 7 лет. А самое главное – сама!

Я очень жалею о том ужасном времени, когда я стояла над ней и требовала решить этот пример, который ей задали и прочитать это предложение. Я очень жалею о той боли, которую мы с мужем причинили ей, пытаясь добиться от нее того, что требовала от нас “единая система”. Я очень жалею о том, что прежде чем окунаться в эту систему, я не задала самых главных вопросов себе! А именно: “Зачем я это делаю? Кому это надо – мне или моему ребенку? Если это нужно мне, то для чего? Если это надо моему ребенку, то почему я не спрашиваю ребенка об этом – хочешь ли ты ходить на подготовку к школе, а самое главное, не просто ходить, а делать то до чего, возможно, ты еще не дозрела? Если хочешь, то почему? Расскажи, а что ты там будешь делать? А если не хочешь, то что ты хочешь?”. Пройдя этот тяжелый для нас обеих год, моя дочь дала мне ответ: “Мама, я хочу играть”. И я считаю, что это нормальный ответ для любого дошкольника! Вспоминая слова, своих педагогов – “Ведущая деятельность любого дошкольника – игра! Дайте детям наиграться!”.

У нас есть год до школы… Есть целый год на то, чтобы захотеть туда. И да, мы будем играть, мы будем искать “наш путь к школе”, мы будем искать тех педагогов, которые знают и помнят, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Эта запись опубликована в рубрике Статьи.

Добавить комментарий